Обычно большинство пользователей даже не обращает внимание на то, насколько качественным звуком обеспечивает их аудиотракт смартфона или компьютера. Намного больше внимания уделяется, к примеру, наушникам, а источник — он что? «Играет»? Ну и пусть себе «играет». О разнообразных ЦАПах и усилителях пусть аудиофилы всех мастей думают. Хотя сейчас обеспечить себе нормальную картину воспроизведения музыки можно и за вполне разумные деньги: для этого мы поселили в офисе и изучили 5 устройств от компании S.M.S.L.
Если вы являетесь адептом тысячедолларовых наушников и именитых брендов, а также скурпулёзно разбираетесь в вариантах применяемых в тех или иных устройствах микросхем для переработки цифрового звука в то, что вы слышите в голове, вам, пожалуй, в данном тексте никакой нужной и важной информации не найти. Да и сегмент, в котором выступают сегодняшние подопытные, «аудиофильским» в полной мере назвать, пожалуй, нельзя. Впрочем, за свою цену каждый из рассмотренных ниже продуктов способен подарить пользователю толику Высокого Звука.
Первым на очереди оказался усилитель SA-36A PRO. Весьма компактное устройство, способное при необходимости выдать по 25 ватт на канал при сопротивлении 4 Ом, либо же по 20, но при 8 Ом. Как раз то, что в принципе большинству нетребовательных пользователей и необходимо для личных целей. Собран усилитель на совесть, никаких недочётов, перекосов, облоя и тому подобного замечено не было. Управлять им донельзя просто, здесь даже само слово «управлять», пожалуй, будет лишним: нам доступны только кнопка включения да верньер регулятора громкости.
Использовался SA-36A PRO с колонками JVC SP-EXD1 с деревянными диффузорами. Корректно эти колонки работали только с собственной «базовой станцией», Но усилитель от S.M.S.L показал, что их вполне можно использовать и отдельно. Поскольку привычными для меня на конкретно этих колонках были разнообразные концертные SACD и DVD-audio, пришлось именно на них и проверять. Так, аудиоверсия Les Miserables 2012 года, в котором музыкальная тема по большей части скрыта за партиями героев, особых изменений не претерпела, хотя SA-36A PRO и очень старался. Колонки были «загружены» по максимуму, но при этом не срывались в треск и тому подобные артефакты. То же самое и с роком, и с поп-музыкой: всё чистенько, нет ни глухого верха, ни каши в нижней части частот, хотя эти самые колонки обычно ведут себя довольно капризно и «с кем попало» не работают.
Касательно интерфейсов подключения — всё предельно просто: два RCA-разъёма на вход, две пары винтовых зажимов для подключения кабеля от колонок, питание. При цене порядках 4-5 тысяч рублей дать вторую жизнь неплохой полочной акустике SA-36A PRO вполне способен.
Следующий подопытный называется ещё проще — S.M.S.L M6. M6 — это миниатюрный ЦАП, берущий на себя ещё и роль усилителя для наушников. Целую неделю только им и пользовался для вывода звука с рабочего Mac Mini то на Audio-Technica ATH-AD1000X для простого прослушивания музыки, то на разнообразные тестовые наушники. При этом M6 имеет возможность также получать звук либо через RCA-вход, либо через оптический, а выдавать обработанную музыку не только на наушники, но и на колонки, для чего на тыльной стороне предусмотрена пара RCA-разъёмов.
Входов-выходов в этом ЦАПоусилителе заметное количество, хотя в первую очередь интересен, пожалуй, именно USB-вариант. Во-первых, само собой, тем, что это позволит элементарно подключить M6 к компьютеру, что позволит подавать на усилитель файлы до 32 бит/384 kHz вместо «типовых»24 бит/192 kHz. Во-вторых, его можно подключить к тому же iPhone при помощи комплектного кабеля и Camera Connection Kit. Такая возможность выглядит довольно интересно несмотря даже на то, что M6 — решение отнюдь не портативное.
Со звуком у M6 для его ценовой категории всё очень даже здорово: сама по себе возможность раскрыть потенциал ATH-AD1000X уже дорогого стоит, но заставить их звучать громко — это полдела. Более важная половина дела M6 — заставить наушники звучать правильно. В своё время наслушавшись планарных флагманов, я очень долго скучал по тому звуку. Тёплому, домашнему. Похоже ли сколько-нибудь звучит M6? Нет. Да, все частоты на местах, бас очень приятный, в верхней части спектра частоты не смешиваются, перетекая из середины вверх и обратно. Но зато стоит эта коробочка порядка 12 тысяч рублей, имеет возможность подключаться почти ко всему, чего только можно пожелать, справляется со сложными наушниками и показывает на дисплейчике уровень громкости. Для рабочего места, к примеру, очень даже подходящее решение. Хотя вряд ли в офисе i10.ru можно спокойно и уединённо слушать музыку. Но это, как говорится, издержки производства.
S.M.S.L A2 — это такая маленькая основа для домашнего кинотеатра «на скорую руку». Из входов — miniJack на фронтальной панели и пара RCA с тыла. Выходы, по 40 ватт на канал, предусмотрены лишь на пару колонок, крепления провода — винтовые зажимы. Колпачки зажимов, к слову, не закреплены, так что стоит быть аккуратнее – можно потерять. Есть также выход на сабвуфер, так что организовать звуковое сопровождение для просмотра кино труда не составит.
Разобраться с управлением поначалу мне не удалось. Вернее, то, что с ним надо именно «разбираться», меня несколько удивило и даже, пожалуй, обескуражило. Потому что когда я первый раз подключил к A2 колонки JVC SP-EXD1, звук мне не понравился. Совсем, то есть абсолютно. Но старательно изучив инструкцию, я понял, что дело тут и не в усилителе, и не во мне. Просто в A2 присутствует возможность «поиграть» с высокими и низкими частотами, и, само собой, я случайно все эти настройки перевёл в состояние, при котором музыкой издаваемое колонками назвать было нельзя никак.
Взяв в руки и себя, и инструкцию, мне удалось-таки этот мини-усилитель обуздать. Поначалу все эти нажать-отпустить-проследить за светодиодом-нажать-получить результат кажутся тёмным лесом, но потом к своеобразной морзянке S.M.S.L A2 привыкаешь, хотя очень удобным такой подход и не назовёшь. Ну и что касается звука. Если честно, SA-36A PRO мне понравился больше. Вроде бы и всё в A2 хорошо, да и стоит он на пару тысяч дороже, чем SA-36A PRO, но как-то звучит всё немного глуховато. Есть, правда, вариант, что какие-то настройки встроенного «эквалайзера» мне не покорились. Но это в части музыки — всё тех же Les Miserables, Бранденбургских концертов Баха в исполнении Штутгартского камерного оркестра, сборника Love The Beatles etc. А вот кино — кино звучит вполне жизненно. Тут и эквалайзером баса можно накрутить, и громкость верньером аккуратнее подобрать — и шёпот, и взрывающиеся вертолёты — всё звучит так, как надо. Жаль, в редакции не нашлось сабвуфера (и телевизора) — можно было бы все выходные провести с пользой и культурно просвещаться.
Ну а чтобы потребители продукции S.M.S.L особо не расслаблялись, производитель даёт своим устройствам и довольно непоэтичные имена, к примеру — SD-793II. Если M6, о котором я говорил чуть выше, умеет дружить с компьютером и вообще универсален в плане выбора источника звука, то в SD-793II этой части просто нет. Как нет и приятного дисплейчика, и пятипозиционного джойстика. Только кнопка выбора источника (оптика или RCA), кнопка питания и верньер регулятора громкости. Слушать музыку можно как на наушниках, что является основным предназначением этого устройства, так и подключив что-нибудь покрупнее к паре RCA-разъёмов на тыльной стороне.
Довольно простое и удобное в управлении устройство, способное справляться с файлами до 24 бит/96 kHz. Почему не 192? Когда я пошёл искать ответ на этот вопрос, очень быстро устал от обилия графиков, количества отсылок к RTFM и тому подобного. Суть проста — то, что в S.M.S.L поставили внутрь SD-793II, так делать не умеет. Потому что не умеет. Зато стоит вдвое дешевле M6. А со звуком и всё теми же ATH-AD1000X справляется если и не так легко и радостно, как M6, то в целом качество звучания очень и очень неплохое: в любимых композициях Pink Floyd (из коллекции, продававшейся в iTunes, после ремастеринга) все знакомые ноты на месте, частоты на месте, бас, что главное, на месте. Хотя тут, конечно, отчасти и наушники «помогают», но если вспомнить, что это решение для того, чтобы Высокий Звук в первую очередь именно попробовать — вполне неплохо.
S.M.S.L VMV VA2 — ещё один усилитель для наушников. Уже без ЦАПов и тому подобного, но тоже, что называется, с фишкой. Хотя в первую очередь хочется остановиться именно на дизайне. VA2 выточен из цельного куска алюминия, так что он массивен, добротен и вызывает приятные ощущения именно с эстетической точки зрения. Сюда же стоит прибавить и минимальное количество элементов, выделяющихся на корпусе. Заметен регулятор громкости, но он очень грамотно «влит» в само тело усилителя и лишь немного выдаётся сверху. На тыльной стороне — тоже ничего лишнего. Пара RCA-входов, вход для питания и тумблер включения/выключения. Это даже неплохо, что не стали добавлять кнопку включения на фронтальной панели или, скажем, сверху: минимализм VA2 очень идёт.
А вот главная фишка — это пара выходов на наушники на фронтальной панели. Сделано это не для того, чтобы в компании с другом наслаждаться любимыми хитами Вагнера, Лепса, Вивальди или Круга. Если не упоминать разнообразные защитные «механизмы», способствующие долгой и счастливой жизни ваших наушников, то стоит просто отметить, что выходы предназначены соответственно для наушников с высоким и низким сопротивлением. Первый вход — для высокоомных «ушей», от 50 до 600 Ом, так что какие-нибудь Astell&Kern T5p этот VA2 осилит. Второй же выход — для наушников с сопротивлением от 8 Ом (если верить инструкции) до 100 Ом (согласно сайту производителя). По звуку нареканий лично у меня не нашлось никаких, от слова «совсем». Понятно, что есть люди, которым по ушам рота боевых медведей не топталась, и они прекрасно знают, какие минусы в данном устройстве делают его совершенно неприемлемым для приравненного к аудиофилам индивидуума, но для того, чтобы вскочить на подножку бегущего в светлое будущее поезда Высокого Звука, данного усилителя будет более чем достаточно. Правда, потом к нему лучше будет докупить ЦАП, потом поменять наушники, потом поменять и сам VA2 — дело-то за малым, сделать первый шаг. Стоит, к слову, S.M.S.L VMV VA2 порядка 10 тысяч рублей. И очень здорово смотрится рядом с Mac’ами.
Как мы уже и сказали в самом начале текста, устройствам от S.M.S.L в одной стойке с многотысячедолларовыми хромированными ламповыми красавцами будет немного неуютно. Основное предназначение каждого из этих продуктов — помочь потребителю сделать шаг в сторону качественного звука без серьёзных финансовых затрат. Прежде чем тратиться на наушники за килобакс, стоит попробовать решения немного попроще, однако вполне и вполне достойные. Тем более если задача стоит обеспечить себя интересным звуком на рабочем месте или добавить немного красок в аудиосопровождение просматриваемых по вечерам на домашнем ТВ кинолент. А с этими задачами каждый из представленных устройств справляется в целом легко, если не забывать, что перед нами — недорогие бюджетные решения из Поднебесной. Подробнее о бренде S.M.S.L можно узнать по этой ссылке.