Технология, разработанная исследователями Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Министерства энергетики США, может проложить путь к повышению экономии топлива и снижению выбросов парниковых газов в рамках системы распределения топлива по октановому числу.

Разработанная для работы с существующим топливом автомобиля, технология внутренней сепарации является первой, использующей химическую, а не физическую мембрану, для разделения бензина с этаноловой смесью на компоненты с высоким и низким октановым числом топлива. Система «октан по запросу» может в зависимости от требуемой мощности дозировать соответствующую топливную смесь в двигатель: более низкое октановое число — на холостом ходу, более высокое — для ускорения.

Рынок созрел для технологий, повышающих экономию топлива

Исследования показали, что использование системы «октан-по-запросу» может повысить экономию топлива до 30 % и помочь сократить выбросы парниковых газов на 20 %. Однако до сих пор мембраны для фильтрации октана по запросу оставляют в бензине почти 20 % ценных высокооктановых компонентов топлива.

В ходе испытаний, проведенных с использованием трех различных химических веществ, технология внутренней сепарации PNNL, патент на которую находится в стадии рассмотрения, отделила 95% этанола от обычного бензина. Эти материалы также эффективны для отделения бутанола, перспективного компонента высокооктанового возобновляемого топлива.

Двигатели будущего — это двигатели высокого давления, которые выжимают из каждой капли топлива наибольшую мощность. К сожалению, эти двигатели усугубляют досадную проблему, известную как детонация двигателя. Подобно велосипедисту, ноги которого соскальзывают с педалей и ударяются о них, удары происходят тогда, когда поршень двигателя и последовательность сгорания выходят из синхронизации — обычно во время разгона. Детонация может лишить автомобиль мощности и даже привести к дорогостоящему повреждению двигателя.

Топливо с более высоким октановым числом может устранить стук, но является дорогостоящим в производстве. Этанол — недорогая топливная присадка, повышающая октановое число для борьбы с детонацией. Эта присадка несколько ограничивает выбросы парниковых газов, но снижает эксплуатационные характеристики автомобиля и экономию топлива. Когда автомобиль сжигает бензин, находясь на холостом ходу или на светофоре, он тратит впустую ценное высокооктановое топливо, которое лучше всего используется для разгона.

Именно здесь на помощь приходит технология сепарации PNNL. Являясь частью системы «октан по запросу», эта технология оптимизирует имеющееся топливо, подбирая нужное количество топлива в нужное время.

Аллан Туан, менеджер по коммерциализации PNNL, сказал, что федеральные требования как к возобновляемому топливу, так и к повышению экономии топлива, делают новые топливные стратегии, такие как октан по запросу, более важными и актуальными, чем когда-либо.

«С ростом использования этанола и, со временем появления других видов биотоплива, такая технология, как встроенная технология сепарации PNNL, означает, что нам не нужно выбирать между снижением выбросов парниковых газов и экономией топлива», — сказал Туан.